Заметки о Тантрасе и Васте
перевод: gala & shadowdweller
Lex, 16 December 2007 00:00

Заметки Эда Гринвуда о Тантрасе и Васте



Как и когда Тантрас стал центром веры тормитов?

Точно неизвестно, когда именно маленькая рыбацкая деревушка разрослась настолько, что стала называться городом, или как он получил имя Тантрас. Однако, совершенно очевидно, что духовным центром тормитов (последователей Торма) он стал относительно недавно (не более двух-трех столетий тому назад). Знаменитого храма тогда и в помине не было – поклонение Торму начиналось с небольшого святилища в небогатом особнячке, получившем название Верная обитель. Вскоре, с появлением тормитов в городе, домик расширили, основательно укрепили и назвали Истинной и Верной обителью. Преданные последователи бога предпочитали строить дома вокруг своей Обители, и здесь вырос целый квартал, в котором жили только прихожане храма. С ростом влияния своих жрецов, тормиты начали селиться по всему бурно разрастающемуся городу, а со временем перестроили и вновь значительно расширили Истинную и Верную обитель, которая теперь (по вполне понятным причинам. См историю Эпохи Бед) носит название Храма Явления Торма.

Почему Тантрас славится своими изделиями из дерева, хотя никакого большого леса поблизости от него нет?

Бондари, краснодеревщики, токари и плотники остаются в Тантрасе потому, что в его удобную гавань заходит много кораблей (следовательно, нет проблем с перевозкой товаров), и потому, что специалисты подобного профиля живут здесь из поколения в поколение (следовательно, нет лучшего места для того, чтобы обучиться ремеслу, улицы и доки приспособлены к транспортировке мебели, в случае возникновения пожара, опытная пожарная команда не допустит его распространения – короче говоря, все преимущества, о которых только можно подумать, здесь налицо). С самого начала деревообработка развивалась здесь благодаря качеству и количеству лесов Васта (Vast), которые, в отличие от таких же лесов на другом берегу Залива Дракона (Dragon Reach), не защищали непримирисые эльфы. Конечно, много лесов сейчас уже вырублено, тем не менее, однообразие фермерских полей Васта часто нарушают довольно значительные по размерам островки леса, берега многочисленных ручьев часто покрыты рядами деревьев. Глядя на Васт, путешественник увидит плавные изгибы холмов, одинаково покрытые полями и деревьями (это больше похоже на лес, у которого фермеры отвоевывают земли, а не на бесконечные поля, украшенные парой хилых кустиков).

Лесорубы и сегодня заняты вырубкой в восточном Васте – под «восточным Вастом» я понимаю склоны горных массивов, обозначающих его восточную границу. Конечно, орки вырубают леса и иногда начинают лесные пожары (особенно во время войны), но неверно было бы полагать, что они делают это только потому, что им ненавистны деревья, и они вырубают их при первой же возможности. Посмотрите на проблему с другой стороны: если орки хотят питаться человечиной или мясом дварвов (две разумные расы, составляющие большинство населения Васта), им приходится воевать. Они могут воровать скот с ферм или отбивать вьючных животных у проходящих караванов. Но, безусловно, самый легкодоступный источник мяса, что в древнем Вастаре (Vastar), что в сегодняшнем Васте, – дикие лесные животные (олени, зайцы, белки, медведи и т.д.). Единственный способ сохранять изобилие дичи – не трогать леса: уничтожьте их, и вы сдохнете от голода. Конечно, олени могут питаться и травой, но вам придется подождать, пока трава на вашей вырубке вырастет в достаточном количестве, чтобы прокормить животных. А орочье брюхо урчит от голода ничуть не тише вашего. Так что деревья по-прежнему растут во всех узких, кишащих монстрами и орками долинах между горами. Просто добывать древесину стало опаснее и требует больше времени (а, следовательно, и денег).

Как часто серые орки Вастара сбиваются в орды под руководством единого вождя?

Орки Васта сбиваются в большие орды далеко не так часто, как, к примеру, орки, живущие у Хребта мира (Spine of the World). Климат здесь помягче, поэтому в неисследованных, не нанесенных ни на одну карту долинах в здешних горах больше дичи и подножного корма, на котором орки могут продержаться довольно долгое время, прежде чем голод заставит их резать друг друга (что случается нередко, и, кстати, мешает появлению среди них единого вождя) или совершать набеги на фермы и поселения Васта. Несомненно, пещеры в здешних горах несколько теплее, чем на севере Побережья мечей (Sword Coast), – ровно настолько, чтобы здесь росли съедобные грибки, в изобилии водились паразиты, питающиеся мертвечиной, и какие-нибудь еще подземные обитатели, вполне годные для меню орков.

Более того, история войн с дварвами Глубинного короля (Deep King) научила орков опасаться больших отрядов вооруженных дварвов, эльфов и людей. А мощь больших городов – Калона (Calaunt), Тантраса, Мульмастера (Mulmaster) и Воронова утеса (Ravens Bluff) – несомненно, внушает им уважение. Добавьте к этому, что, какая бы сила не контролировала крепость Железный клык (Ironfang Keep), она периодически устраивает рейды против орков, значительно сокращая их численность.

Что касается заливных лугов, простирающихся от побережья до Королевского предела (King’s Reach), они, конечно, могут практически бесконечно обеспечивать орков дичью, но открытые просторы таят большую опасность для них самих. В этих местах обычно находится немало охотников пострашнее: виверны, перитоны (perytons), и даже драконы – и никто из них не побрезгует орком, если удастся застать его врасплох на открытом месте.

Кто и как патрулирует дороги Васта?

По крайней мере один город, а именно Воронов утес, уделяет огромное внимание безопасности дорог: все пути, ведущие туда, охраняются от ближайшего к городу поселения вплоть до городских ворот. Все остальные крупные города Васта осуществляют регулярное патрулирование дорог, но не на таком значительном расстоянии. Обычно вооруженные патрули стараются не допускать разбойников, монстров и воровские шайки ближе, чем на расстояние одного дневного перехода от города, чтобы в случае приближения серьезной опасности, можно было поднять тревогу и своевременно организовать оборону. Вполне возможно, существуют даже рыцарские ордена, подобные Ордену Рыцарей Грифона (Knights of the Griffon)*, посвятившие себя защите путешественников. В конце концов Тантрас, главный духовный центр бога паладинов, находится именно в Васте. Должны же тормиты приносить городу какую-то пользу. Иначе зачем их там терпят?

Что касается прочих поселений Васта, то их жители частенько нанимают отряды искателей приключений, чтобы они защитили их от опасностей. Иногда это приводит к стычкам между отрядами конкурентов. Но если добавить к общей картине тяжеловооруженную охрану, обычно сопровождающую торговые караваны, то можно сказать, дороги Васта относительно безопасны. Хотя путешествовать маленькими отрядами или разбивать лагерь вблизи гор по-прежнему не самая мудрая идея.

Почему в Калоне всего два храма?

Ограничение религиозной свободы – сознательная политика местных властей. Несомненно одно, в Калоне – тирания, но какие цели преследуют правители города – неизвестно (оставляю это на усмотрение DM’a). В городе нет тайанского анклава, нет даже большого рынка в отличие от Воронова утеса, никаких признаков публичного недовольства – ничего, что могло бы дать Мульмастеру или Тантрасу повод для атаки. Однако вполне возможно, что в городе есть агенты Цитадели Зентил (Zhentil Keep), а может быть, и еще чьи-то – вариантов много: от неразборчивых в средствах сембианских работорговцев до торговцев наркотиками и пиратов, действующих по указке Врат Запада (Westgate). Как бы там ни было, храмов в Калоне мало потому, что правители опасаются, что жрецы тихой сапой отнимут у них власть.

О сокровищах орков и дварвов.

Земные пики (Earthspur Mountains), которые тянутся вдоль восточной границы Васта, просто изрыты пещерами: и естественными, и вырубленными орками и дварвами. Сегодня дварвы почти исчезли из этих мест (прихватив свои сокровища), и эти бесчисленные пещеры заняты орками. Конечно, кое-где под землей так тесно, что просто не развернуться, но если посчитать общую площадь пещер и туннелей, да еще и с учетом всех уровней, на которых они располагаются, то она будет ничуть не меньше территории самого Васта. (Гора Грозный клык (Mount Grimmerfang) – одна из северных вершин Земных пиков, и она почти наверняка не самая крайняя из них). В этом огромном орочьем царстве может быть припрятано сколько угодно сокровищ, но самих орков такие безделушки мало волнуют. Они часто используют золотые монеты как приманку для людей. Поэтому если вы видите дорожку из рассыпанных монет или же посреди пещеры вдруг стоит полный сундук товаров, значит, где-то поблизости орки. Опасайтесь камней, которые они могут сбросить вам на головы – ни один голодный орк не откажется от свежей отбивной.

По моему мнению, большую часть сокровищ Ролдилара (Roldilar) унесли с собой отступавшие дварвы, а все тайники и гробницы, которые они оставили, давно вскрыты и разграблены орками. Орк непременно позарится на хорошее оружие (они предпочитают что-нибудь понадежнее, например, мечи), поэтому у вождей и военачальников племен, обитающих в Земных пиках, вполне могут оказаться клинки, обладающие магическими свойствами, может быть даже выкованные самими дварвами. Но, я бы не рассчитывал на россыпи золота в этих горах – вряд ли более чем скромное количество сокровищ здесь стоит того, чтобы отвоевывать его у тысяч орков.

О тайных убежищах дварвов, сохранившихся после падения Ролдилара.

Я знаю несколько тайных семейных убежищ дварвов. Обычно они представляют собой небольшой комплекс пещер, вход в который закрывает откатывающийся валун, а защищают хитрые ловушки. В Земных опорах (Earthfast Mountains), где орков практически истребили, и наткнуться на кого-то из них можно только случайно, есть несколько таких убежищ. Большинство из них сами обеспечивают себя всем необходимым и, соответственно, их жители не имеют никаких связей с людьми. Но есть дварвы, которые прокладывают длинные туннели к пещерам, имеющим выход на поверхность в районе Тсурлагола (Tsurlagol) или Прокампура (Procampur), чтобы получить возможность торговать с людьми. Возвращаясь под землю, они всегда принимают все мыслимые и немыслимые меры предосторожности, чтобы никто не смог проследить, куда они направляются. Я бы сказал, что в большинстве таких убежищ живет немногим более семи десятков дварвов (или по четыре семьи), т.е. население их очень малочисленно.

Среди гномов встречаются смельчаки, у которых хватает духу совершать длинные путешествия из одного такого убежища в другое. Обычно они приносят с собой лекарства и новости. Эльминстер (Elminster) знает о двух таких «бродягах» – Этскрине Дрожащем камне (Ethskrin Shiverstone) (очень веселый, непоседливый и беспечный дварв, про которого сородичи часто отзываются неодобрительно, утверждая, что он «ведет себя, как перепивший полурослик») и Морхауне Разящем кулаке (Maurhoun Sunderfist) (невысокий, коренастый угрюмый крепыш с великолепной черной бородой, ниспадающей до самой земли; про него известно, что он никогда ничего не забывает и может рисовать карты по памяти).

Далеко на востоке, в Импильтуре, есть гораздо более многолюдные тайные поселения дварвов, но в случае атаки их сородичам в Земных опорах на помощь оттуда рассчитывать не приходится. Между ними даже торговля толком не налажена.

Некоторые поселения в Земных опорах расположены рядом с месторождениями самоцветов, и могут в случае нужды добывать их для продажи. Как правило, дварвы садятся на корабль в Тсурлаголе и отправляются в Сембию (Sembia), где на вырученные деньги покупают обувь, невыделанную кожу, ткани, заготовленную впрок еду и книги – да, представьте, книги! Кажется, многие дварвы запоем читают романтические и юмористические саги людей (книги того сорта, который популярен у золотой молодежи Кормира (Cormyr) и, в особенности, Сембии).

О взаимоотношениях между городами-государствами.

Одно время мелкие стычки на границе Тантраса с Калоном были обычным делом (как правило, они происходили на приграничных фермах, и никогда не перерастали в серьезные конфликты). Кстати, именно по этой причине появились патрули на дорогах: они должны были заранее оповещать горожан в случае нападения большой армии. Но с тех пор, как власть в Калоне сменилась, все стало по-другому: ни одна из сторон не предпринимает никаких активных действий, можно сказать, они игнорируют друг друга, но, в то же время, каждая из них внимательно следит за противником. Они, наконец, поняли, что, занимаясь собственными делами, разбогатеешь гораздо быстрее, чем вламываясь по ночам к соседям.

Нынешний правитель Калона (и поддерживающие его злые маги, за счет которых он и держится) пришли к власти после того, как самопровозглашенные лорды города один за другим отправились на тот свет – кто от яда, кто от кинжала. Жители Тантраса, которых во все времена отличала неуемная тяга к богатству и процветанию, как раз в тот момент были заняты своими внутренними проблемами: они азартно ломали копья по поводу того, допустимо или нет позволять тормитам получить такое значительное влияние в городе. До крови дело не дошло, и бог паладинов вместе со своей паствой прочно утвердился в Тантрасе. Однако самые непримиримые любители наживы, недовольные таким поворотом дел, все же покинули город («Не допущу, чтобы закон стоял между мной и моими деньгами! Если б я мечтал жить под ярмом Торма, так я бы и жил прямо в его храме! Не позволю превращать МОЙ город в молельню и заявлять, что все свободные тантранцы склоняются перед законом Торма! Это город многих богов!») и переселились в Долину шрама (Scardale) и Сембию.

О драконах Васта.

(Говорят, что в Заболоченном лесу (Flooded Forest) водятся черные драконы, в горах серебряные драконы сражаются с красными. А могут ли белые драконы обитать на Леднике Белого червя (Glacier of the White Worm)? Да, я знаю, что имя свое он получил не от дракона, но все-таки, возможно ли такое?)

Я всегда считал, что Васт – практически свободная от драконов территория (частично из-за охоты на них, которую периодически устраивают обитатели Железного клыка), но вы, конечно, можете поместить несколько драконов, умеющих не попадаться на глаза кому попало, в любом из перечисленных вами мест, включая ледник. В конце концов, орки и многочисленные стада на богатых восточных пастбищах Васта (в долине Огненной реки (Fire River)) – отличный источник пищи для некоторых драконов.

О крепости Железный клык и ее обитателях.

Маги Железного клыка – настоящая загадка. На самом деле, изначально было объявлено, что крепость не принадлежит ни одному государству Васта, потому что мы планировали использовать ее в компьютерной игре. Но действие игры в итоге перенесли в другой регион, а мы уже намекнули, что место это весьма загадочное, а его не склонные к общению, но умелые в обращении с магией обитатели обладают ОЧЕНЬ большим могуществом (раз уж им удалось преподать Мульмастеру, Цитадели Зентил и прочим агрессивно настроенным силам такой урок, что никто из них больше не пытается атаковать Железный клык). Насколько они должны быть сильны, если им ничего не стоило буквально между делом настолько напугать Меншуна (Manshoon), и Фзула (Fzoul)*, что они больше не отваживаются туда сунуться? Концепция «магов-балующихся-путешествиями-по-планам» была предложена позже, чтобы добавить интересных деталей в публиковавшуюся в то время серию Planescape. Лично я всегда использовал их в качестве «лабораторных исследователей, проводящих опыты на животных». Время от времени они объявляются, чтобы устроить внезапный налет то на орков, то на драконов, то на драконовых черепах (dragon turtles), то на таррасков (tarrasques)

Вот такие они загадочные! Дальше – дело за вами!

О союзах торговцев и знати в Тантрасе (описанных в FR Adventure book)

Каждая из этих фракций занята во всех основных сферах производства (морское дело и ловля рыбы, разведение скота и производство шерсти, деревообработка и производство изделий из дерева), а не специализируется на какой-то одной из них, поэтому конфликтов между рабочими разных отраслей производства не возникает. Наоборот имеет место завуалированное противостояние на всех фронтах, так что ничего не подозревающие приезжие и те из местных, кто не принес клятву верности ни одной из фракций, могут попасть как раз в самый эпицентр тихо бурлящего конфликта, и все заинтересованные стороны будут стараться использовать его в своих целях: если навредить конкурентам руками чужака, сам останешься ни при чем, а значит, тебе не объявят открытую войну. Основное оружие здесь – взятки, перевербовка, двойные агенты. Все средства хороши. А если спровоцировать столкновения, к примеру, между плотниками и докерами, то через месяц в Тантрасе начнется гражданская война, и город превратится в братскую могилу. (Хотя кое-кто в Калоне уверен, что тантранцам это пойдет на пользу smile.gif )

Любопытные факты о Тантрасе, не упомянутые ранее.

Из того немногого, что я могу вспомнить навскидку:
В самом центре тантранской бухты есть впадина, она примерно на шестьдесят футов глубже дна. В ней покоятся останки двух торговых кораблей, которые случайно столкнулись во время ночного шторма и затонули. Разумеется, ходят слухи о ценном грузе (и поистине бесценной контрабанде), которые все еще лежат на дне морском в ожидании того дня, когда до них, наконец, доберутся. С другой стороны АБСОЛЮТНО ОЧЕВИДНО, что в глубине впадины есть некто (или нечто) настроенное весьма недружелюбно ко всякому, кто вторгается в его владения. По крайней мере, все существа, намеревавшиеся обследовать впадину, исчезали бесследно. Дно бухты (да и вся впадина целиком) – сплошная глина и грязь, так что разглядеть что-нибудь сквозь толщу мутной воды решительно невозможно.

Любимый напиток тантранцев – «красно-синий коктейль» (‘red and blue'). Этот крепкий алкогольный напиток получается из «синего вина» местного производства (слабенькое кислое винцо, единственное несомненное достоинство которого – изумительный, почти светящийся ярко-синий цвет; гонят его из местного кислого дикого винограда), смешанного с самыми изысканными сортами «красных бренди», привезенными из Сейрлуна (Saerloon) и Селгона (Selgaunt)*. Две порции этого пойла, выпитые подряд, свалят с ног кого угодно, те, кто послабее, вообще сознание теряют. Тем не менее, у коктейля есть одно официально признанное свойство: такая порция делает людей и полулюдей АБСОЛЮТНО невосприимчивыми к боли и морской болезни примерно на 3 раунда (очень полезно при ампутациях и хирургических операциях в полевых условиях). Правда, если часто прибегать к этому средству, эффект теряется (сроки индивидуальны и зависят от крепости конкретного организма). Красно-синий коктейль имеет неповторимый богатый кисло-сладкий вкус, которым одни клянутся, а другие – клянут.

Самое популярное традиционное тантранское блюдо – бейрант (baeranth), его обычно едят на ужин. В разных городах так называют разные блюда, но здесь, в Городе Торма, это закрытый или открытый пирог с золотистой корочкой и мясной начинкой, щедро приправленной перцем. Для начинки берут копченое мясо: говядину, козлятину и свинину в пропорции 3:1:1, но, разумеется, постоянно ходят разговоры о собаках, а то и пропавших людях, которые потом оказывались начинкой для бейранта. Второе популярное местное блюдо – копченая особым способом рыба – называется саркул (Sarkul): рыбу ловят здесь, в заливе, отрезают голову и выдерживают в меду со специями, потом ее подвешивают и коптят в закрытых коптильнях в течение нескольких дней. Рыбу НИКОГДА не используют качестве начинки для бейранта (по неведомым причинам в Тантрасе сама идея печь пироги с рыбой считается отвратительной и тошнотворной).

Бейранты продают горячими, цены на них варьируются от 1 серебряной монеты за 6 пирожков до 2 медяков за каждый, в зависимости от размера пирога, репутации заведения и степени свежести. Купить их можно приблизительно с обеда до вечера в любой из многочисленных булочных, обычно называющихся «Пекарня Карвина и Турнана» или «Объедаловка», или еще как-нибудь очень похоже. Булочные отличаются от всех остальных магазинов и лавок Тантраса тем, что в них обычно нет торгового зала: хлеб продают через специальные окна, которые на ночь закрываются ставнями.

В Тантрасе много таверн, но практически нет мест, похожих на наши рестораны. В гостиницах же обычно предлагают подогретый сидр с пряностями и холодный эль. К этому добавляют хлеб с маслом (очень темные, питательные хлебцы, похожие на наш хлеб из грубой непросеянной ржаной муки). Еду обычно доставляют в номера постояльцев, потому что общих обеденных залов и баров часто не бывает. Таверны Тантраса предлагают обычный набор напитков, а из еды – только горячие булочки, политые расплавленным сыром (в некоторых заведениях сверху на сыр крошат оливки или кладут кусочек колбасы для того, чтобы сделать свои булочки непохожими на чужие и, разумеется, чтобы их охотнее покупали). Другую пищу в таверне найти решительно невозможно.

В Тантрасе магазины и лотки, торгующие свежей рыбой и угрями, стоят на каждом углу. К концу дня запах жарящейся и коптящейся рыбы преследует вас повсюду, куда бы вы ни пошли.

В Тантрасе изготавливают отличные веревки и сети. Обычно мастер нанимает 6-8 опытных работников и берет, сколько сможет, учеников. Они плетут веревки и сети вручную. Магазин для продажи готовой продукции открывают прямо при мастерских. Цены на стандартный ассортимент любого подобного магазинчика примерно одинаковы по всему городу:
40-футовый моток вощеной веревки – 1 золотой
26-футовый моток легкого шнура – 4 серебряных монеты
50-футовый моток каната – 1 золотой
50-футовый моток толстого троса – 4 золотых
75-футовый моток каната – 5 золотых
100-футовый моток каната – 12 золотых
100-футовый моток перлиня или якорного каната – 150 золотых (цена завышена, потому, что это особый товар: у каждого лавочника всегда имеется в наличии два таких мотка, но продают их только в случае самой крайней нужды, обычно же их делают на заказ).

Если покупатель не найдет в магазине то, что ему требуется, он может заказать любую другую веревку, канат или трос. На выполнение работы обычно уходит не меньше (а иногда и больше) райда.

В случае нужды в городе можно отыскать несколько опытных и умелых литейщиков. В основном, они изготавливают простые бытовые мелочи из меди: колокольчики, подставки под лампы, подсвечники, ручки, задвижки, простые блюда и подносы, трубы для дымоходов и водостоков, крючки и т.д. Лучшей из торгующих таким товаром лавок можно считать ту, которая принадлежит Тету Рандлелору (Teth Rundlelor) на Аллее Охотников за головами (Bauntaman Lane), хотя «Отличные крюки и литье Адлута» на улице Вармор (Varmor Street) и лавка скобяных изделий Оддлинга на Проспекте Ревущего дракона (Roardragon Way) мало чем ей уступают.

Самое развеселое заведение в городе – Танцевальный зал Душечки Вондры (Warm Wondra's festhall) – тоже располагается на Проспекте Ревущего дракона (это главная улица в городе, она огибает доки с юга). И, можете мне поверить, это и в самом деле развеселое заведение. Каждый вечер здесь устраивают представления, которые длятся от заката до рассвета. Начинают обычно акробаты, комедианты, жонглеры и актеры, разыгрывающие сценки самого низкого пошиба. За ними вступают менестрели, у которых всегда наготове куча самых залихватских застольных песен и удалых баллад о победах над драконами. Под занавес обычно дают настоящий спектакль, сюжет обычно вертится вокруг девственниц, подвергающихся нападению монстров или злобных разбойников, срывающих с них все имеющиеся одежды. Зрителям при этом позволяется свистеть, шуметь и подбадривать актеров, а если они ставят выпивку труппе, то и вставлять свои реплики в спектакль. Все это сопровождается непристойными экзотическими танцами и продажной любовью. Заметьте, все совершенно законно: тантранская стража заглядывает сюда очень часто – и когда патрулирует улицы, и когда присматривает за порядком в доках, и когда совершает рейды по городским тавернам. Они следят за тем, чтобы все было тихо: те, кто обнажит оружие, да еще и посмеет угрожать им другим посетителям, или захочет устроить поджог, подлежат немедленному аресту, обычных же буянов просто выставляют на улицу.

Этого должно быть вам достаточно для начала. Что-то еще вертится у меня в голове насчет кое-кого, кого замуровали в городскую стену, из которой он теперь не может выбраться, но и умереть тоже не может. Все, что ему дано – скрестись и шептать, но этим моим заметкам придется… подождать…


* Рыцарский орден в Вороновом утесе.
** Бывший и нынешний хозяева крепости Зентил.
*** Сейрлун (Saerloon) и Селгон (Selgaunt) – помимо столицы, Ордулина (Ordulin), самые крупные города Сембии.

Сембия - http://www.wrg.ru/index.php?method=reviews.open&id=24&sub=do

____________
* Тантрас (Tantras)
* Торм (Torm)
* Храма Явления Торма (Temple of Torm’s Coming).
* Эпохи Бед (Time of Troubles)



эти данные от WRG! Team
( http://wrg.ru/site_plugins/content/content.php?content.85 )


Время генерации: 0.0303 сек., 0.0024 из них заняли запросы. Запросов: 18.